КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2024

 

 

Слов сказано много, но пушки до сих пор не найдены

 

После публикации в нашей газете статьи "Исчезла знаменитая пушка с "Авроры" (см. "Новый Петербург" от 01.12.2005 года) пришло несколько писем от людей, имена которых упоминались в скандальной публикации. Наиболее подробным был ответ Уве Энквиста, капитана 2 ранга генерального штаба вооруженных сил Финляндии, члена Военно-исторического общества Финляндии и правления Гильдии береговой артиллерии Суоменлинны. Он сообщает намного интересного. Во-первых, настоящая фамилия братьев, собирающих коллекцию орудий для музея фортификационных сооружений на острове Куйвасаари у Хельсинки, не Кюхелайнен, а Похйолайнен. Во-вторых, они покупают орудия только официально и легально.

Действительно в начале 1990-х годов Гильдия береговой артиллерии Суоменлинны приступила к приведению в порядок старой 12-дюймовой пушки на о. Куйвасаари, находящейся в распоряжении Военного музея Финляндии. В экспозицию постепенно добавлялись орудия, получаемые от Военного музея. В настоящее время на выставке имеется представительная коллекция береговых орудий. С точки зрения финского капитана 2 ранга, все экспонаты, включая представленную в экспозиции 152-мм пушку Канэ, происходят из Финляндии. Никакой необходимости добывать или красть экспонаты за границей не было!

Нужно вспомнить, что береговая артиллерия Финляндии создавалась как часть Морской крепости Петра Великого за счет русской казны. В Тартуском мирном договоре 1920 года стороны условились, что оставшаяся в Финляндии российская собственность остаётся безвозмездно в Финляндии. А оставшаяся в России финская собственность остаётся России.

Таким образом, береговая артиллерия Финляндии долгое время использовала береговые орудия, полученные по мирному договору от России. Большинство орудия были сделаны в России. Хотя часть из них была закуплена в Японии и США. В настоящее время в Финляндии имеется очень редкая коллекция бывших русских береговых орудий, а некоторые - в единственном экземпляре. Больше таких орудий нет во всём мире.

Организацию выставки поддерживали многие, но главная ответственность, по мнению финского исследователя, лежала на Гильдии береговой артиллерии Суоменлинны, а братья Похйолайнены, вопреки утверждениям в статье, никоим образом не участвовали в создании экспозиции на Куйвасаари. Упоминаемый в статье молодой исследователь Павел Сапунов, по меньшей мере, трижды посещал Куйвасаари и мог бы подтвердить сведения зарубежного военного историка.

Уве Энквист сожалеет, что упомянутые ценные орудия в России пропали или временно отсутствуют. Он надеется, что они целы. Их когда-нибудь найдут, отремонтируют и выставят на обозрение широкой публики.

Другое письмо подписано Л. И. Амирхановым, генеральным директором ООО "Издательство ОСТРОВ", главным редактором исторического альманаха "Цитадель", соавтором книги "Форты Кронштадта", и В. Ф. Ткаченко, комендантом форта "Тотлебен", соавтор книги "Форты Кронштадта". Оба автора утверждают, что пушка Канэ действительно находится в Москве, в Музее на Поклонной горе. И подтверждают свое утверждение фотографией, сделанной по их просьбе московскими коллегами.

На вопрос - почему временно исполняющий обязанности командира Ленинградской военно-морской базы контр-адмирал И.В.Положий в официальном ответе депутату Государственной Думы В.А.Тюлькину от 24 августа 2005 года сообщил, что 152-мм и 130-мм пушки находятся в целости и сохранности на территории форта "Красная Горка", хотя там их давно уже не было? - российские историки отвечают весьма странно. Мол, ЛенВМБ подчиняется морскому командованию, которое находится в Москве. Поэтому он не может не выполнить приказ об отправке вышеуказанных пушек в другую войсковую часть. Так же как и командование ВМФ не может не выполнить просьбу (читай, приказ) мэра Москвы о перемещении редкого экспоната из неохраняемого мемориала в охраняемый музей на Поклонной горе.

Тут же возникло желание посмотреть приказ руководства командования ВМФ и узнать правовое основание просьбы уважаемого мною мэра Москвы Юрия Лужкова о переводе пушек в музей на Поклонную гору.

Письма, полученные от финского и российских военных историков, не ответили ни на один вопрос. Напомню их. Кто приказал вывести пушки? Почему это было сделано тайно от всех, даже от контр-адмирала И.В. Положий? Какова судьба 130-мм орудия? Почему предварительно не провели открытых дискуссий относительно судьбы исторических орудий с приглашением журналистов, независимых экспертов и местных краеведов? Где гарантии, что также тайно не вывезут и другие орудия?

Свое мнение по этому поводу высказали Александр Сенотрусов, Уве Энквист, Павел Сапунов, Л. И. Амирханов, В. Ф. Ткаченко и автор данной статьи. Если к нам присоединится представитель министерства обороны РФ, которые до сих пор хранят молчание, то получится настоящая комиссия из семи человек. А если каждый предоставит не только свое мнение, но документы, то можно начать серьезный ответственный разговор об истории орудий.

А пока факт остается фактом - из форта "Красная Горка" весьма странным образом исчезла пушка КАНЭ и 130-мм орудие. Я согласен Уве Энквистом, что более тесное сотрудничество между общественными организациями, музейными и прочими инстанциями Финляндии и России помогло бы создать в будущем уникальный музей под открытым небом - Морская крепость Петра Великого.

 

16 января 2006 г.   Михаил ДРУЖИНИНСКИЙ,
член Комитета единых действий
по защите социально-экономических прав граждан

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]