|
Опыт борьбы за военные институты
|
Государство должно восстановить контроль над деятельностью ГКНПЦ им. Хруничева
Ситуация, в которой находится одно из ведущих предприятий
ракетно-космической отрасли России - ФГУП "Государственный космический
научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", сегодня вызывает
серьезную озабоченность органов государственной власти и управления.
Только за последнее время претензии в адрес ГКНПЦ им. Хруничева
высказали Счетная палата РФ, Федеральная служба по оборонному заказу и
Федеральное космическое агентство.
Так, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. объем выручки ГКНПЦ им. Хруничева
по сравнению с расходами сократился на 35%. Задолженность по налогам и
сборам увеличилась на 81%, дебиторская задолженность - на 30%. При общем
объеме товарной продукции в объеме 9 млрд. руб. кредиторская
задолженность в три раза превышает объемы производства и составляет 26
млрд. руб. Это единственное предприятие отрасли, имеющее такие
негативные показатели своей деятельности.
Продолжается резкое снижение общего объема товарной продукции. Если в
наиболее удачный для предприятия 1999 г. общий объем продукции в
абсолютных ценах составлял более 15 млрд. руб., то в 2004 г. он едва
превышал 9 млрд. руб. Если сравнить эти показатели в сопоставимых ценах,
то производство продукции снизилось на предприятии за этот период в 4
раза.
Одной из основных причин такого положения дел является отсутствие
какого-либо стратегического планирования руководством предприятия
долгосрочных финансовых вложений. На сегодняшний день Центр им. М.В.
Хруничева участвует в 18 коммерческих, 6 зарубежных и 9 некоммерческих
организациях. Общая сумма долей Центра в коммерческих организациях
составляет более 24 млн. руб. 4 коммерческие организации в настоящее
время ликвидированы, осуществляется процедура ликвидации еще 2-х
зарубежных организаций. Ориентировочные потери в связи с этим составляют
более 33 млн. руб. Тем самым Российской Федерации нанесен ущерб - как
собственнику имущества предприятия, так и в качестве не поступления в
бюджет государства соответствующей доли прибыли.
ГКНПЦ им. Хруничева в 2005 г. был заключен крайне невыгодный для
российской стороны контракт с одной из посреднических австрийских фирм
на приобретение трубогибочного комплекса. При реальной стоимости
оборудования в 387 тыс. евро сумма контракта была превышена примерно на
152 тыс. евро. С какой целью была завышена сумма контракта? Вопрос, как
говорится, риторический.
Какие еще претензии выдвинуты в адрес ГКНПЦ им. Хруничева? Это грубейшие
нарушения действующего законодательства и нормативно-правовых актов в
области финансово-хозяйственной деятельности, а также выстраивание
независимой системы хозяйствования в обход федеральных органов
исполнительной власти. Систематическое невыполнение соответствующих
руководящих документов, непредставление установленных докладов, отчетов,
нежелание согласовывать определенные законодательством документы с
федеральными органами исполнительной власти стали осмысленной и
целенаправленной системой работы руководства предприятия. Цель подобных
действий со стороны генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева
Александра Медведева, как представляется, состоит в том, чтобы выйти
из-под контроля государства и бесконтрольно распоряжаться
государственным имуществом и денежными средствами.
Совершение невыгодных для государства сделок, стремление любым путем
заключить контракт с превышением своей компетенции и возможностей
предприятия, получить как можно больше кредитов без учета возможностей
их реального погашения стало нормой деятельности руководства ГКНПЦ им.
Хруничева и приводит к срыву взятых на себя обязательств, как перед
нашим государством и российскими предприятиями, так и перед зарубежными
партнерами, и может привести к банкротству.
Так, несмотря на представление Счетной палаты Российской Федерации от 17
ноября 2004 г. по результатам ее работы в ГКНПЦ им. Хруничева,
требования, изложенные в представлении, руководством указанного
предприятия проигнорированы и до настоящего времени не выполнены,
указания Роскосмоса по этим вопросам оставлены без внимания. До
настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями
законодательства устав ГКНПЦ им. Хруничева в части порядка учета и
распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности.
В нарушение действующего законодательства до сих пор на большинство
зданий, сооружений и земельных участков, закрепленных за предприятием и
стоящих на его бухгалтерском балансе, свидетельства о государственной
регистрации права и паспорта БТИ отсутствуют. Отсутствуют также и
правоустанавливающие документы на земельные участки под жилыми домами
предприятия в г. Москве, Московской, Владимирской, Архангельской
областях. Ежегодные сведения о закрепленных за предприятием земельных
участках в Роскосмос не представляются, соответствующие запросы по этому
вопросу попросту игнорируются.
В 2001 г. предприятие передало в собственность покупателя 45 строений
детского оздоровительного лагеря за 16620250 руб. По заключенному с
покупателем договору эти средства предназначались для реконструкции
недвижимого государственного имущества. Однако полученные предприятием
средства на эти цели до сих пор не направлены и растрачены на другие,
скрытые от всех цели.
По инвестиционному контракту с правительством г. Москвы предприятие
обязалось провести реконструкцию и строительство жилищного комплекса по
адресу ул. Большая Филевская, вл.14-16 на собственные денежные средства,
полученные от хозяйственной деятельности. Затраты предприятия за весь
период строительства составили более 900 млн. руб.
В 2003 г. Центр им. М.В. Хруничева в нарушение действующего
законодательства без согласования с федеральным собственником в лице
Росавиакосмоса уступает свои права по инвестиционному контракту ОАО
"Промтехэнергомаш" за 31 млн. долл. и обязуется приобрести жилье для
очередников предприятия на 20 млн. долл. В настоящее время для
приобретения жилья направлено чуть более 60 тыс. долл. Куда делись
остальные средства?
В 2003 г. из состава федерального имущества, находящегося в
хозяйственном ведении предприятия, были проданы за 81 млн. руб. 6
объектов недвижимости без согласования с Росавиакосмосом под прикрытием
недействительных инвестиционных договоров с различными коммерческими
организациями, которые и стали в последствии вместо инвесторов
покупателями этих объектов недвижимости. В нарушение распоряжения
правительства РФ предприятием до сих пор не переданы государству
имеющиеся у него акции кредитных организаций на сумму порядка 50 млн.
руб.
В 2003 г. предприятие по итогам 2002 г. получило по этим акциям
дивиденды в размере 1,272 млн. руб. В нарушение Бюджетного кодекса
Российской Федерации эти денежные средства в федеральный бюджет переданы
не были, а использовались руководством предприятия по своему усмотрению.
По итогам деятельности предприятия за 2002 г. в соответствии с
постановлением правительства РФ Центру им. М.В.Хруничева был установлен
размер платежа в бюджет государства от прибыли, полученной от
использования государственного имущества, в сумме 10,5 млн. руб. Однако
в 2003 г. предприятием было направлено в государственный бюджет только 2
млн. руб., а 8,5 млн. руб. в бюджет государства так и не поступило.
Давать какие-то разъяснения по этому вопросу федеральным органам
исполнительной власти Александр Медведев считает необязательным.
В нарушение действующего законодательства без согласования с
федеральными органами исполнительной власти предприятие заключает
контракты и берет на себя обязательства, превышающие его полномочия и
возможности. Это в свою очередь приводит к срыву взятых на себя
обязательств и падению престижа государства в сфере космической
деятельности.
Одним из характерных примеров является контракт по корейской системе
запуска. В январе 2005 г. без согласования с правительством РФ,
Роскосмосом и основными соисполнителями работ ГКНПЦ им. Хруничева был
заключен контракт с корейским аэрокосмическим институтом на общую сумму
198 млн. долл. Из этой суммы заказчик выплатил в качестве аванса 28 млн.
долларов. В результате до настоящего времени контракт не вступил в
законную силу в связи с отсутствием постановления правительства РФ.
Реализация контракта не осуществляется, подорвано доверие корейской
стороны к нашему государству.
Таким же образом, не согласовав свои действия с правительством РФ и
Роскосмосом, Центр им. М.В. Хруничева поставил под угрозу срыва
межправительственное соглашение между Республикой Казахстан и Российской
Федерацией по космическому аппарату КАЗСАТ и созданию РКК "Байтерек".
Это привело к тому, что руководство Казахстана было вынуждено обратиться
в правительство Российской Федерации за разъяснениями.
Стремление любой ценой получить как можно больше денежных средств,
нежелание заниматься реальным производством, привело к запуску
практически неработоспособного КА "Монитор-Э". Летные испытания по вине
руководства ГКНПЦ им. Хруничева фактически сорваны. Впустую потрачено
около 2 млрд. руб. государственных средств.
Бьет тревогу и Федеральная служба по оборонному заказу. В своем
обращении к руководителю Роскосмоса в сентябре 2005 г. директор службы
Андрей Бельянинов высказывает крайнюю обеспокоенность действиями
руководства Центра им. М.В.Хруничева. В частности, на предприятии
отсутствует согласование с Министерством экономического развития и
торговли возможности размещения государственного оборонного заказа по
заключенным контрактам. Поручения федеральных органов исполнительной
власти по вопросам стандартизации не выполнены, грубо нарушается порядок
работы с нормативными документами по стандартизации оборонной продукции.
С начала действия государственного контракта работы по производству РКН
"Рокот" до сих пор не ведутся, специальная конструкторская документация
на изготовление РКН "Рокот" отсутствует, контракты с поставщиками
комплектующих изделий (более 150 предприятий) до настоящего времени не
заключены. Любые указания и требования Роскосмоса по устранению этих
недостатков руководством ГКНПЦ им. Хруничева игнорируются.
Почему все перечисленные нарушения стали возможными? Причина, похоже,
одна: только в отношении одного-единственного федерального
государственного унитарного предприятия России, а именно ГКНПЦ им. М.В.
Хруничева, действует особый порядок назначения на должность и
освобождения от должности генерального директора этого предприятия лично
президентом РФ. Этот особый порядок был в свое время определен
распоряжением Бориса Ельцина от 7 июня 1993 г. N 421-рп по ходатайству
его дочери Татьяны Дьяченко, которая на тот момент работала в КБ
"Салют", вошедшим в состав Центра им. М.В.Хруничева в соответствии с
указанным распоряжением. Несмотря на то, что этот порядок абсолютно не
соответствует требованиям Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N
161-ФЗ и постановлению правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739, он
продолжает действовать до настоящего времени (хотя Ельцин давным-давно
на пенсии) и обеспечивает Александру Медведеву полную бесконтрольность
от федеральных органов исполнительной власти.
|
|
Геннадий ПУЛИН
"Военно-Промышленный курьер" N 37 (104)
от 05 - 11 октября 2005 года
|
|